Формирование информационной компетентности на основе заданий. Особенности формирования информационной компетентности Анализ учебника «Литературное чтение»

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

Формирование информационной компетенции у младших школьников.

« Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать! »

(англ. писатель А́ртур Чарльз Кларк)

Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Андрей Викторович Хуторско́й ( доктор педагогических наук ) выделил основные ключевые компетенции, в перечень которых входят: 1.ценностно-смысловая ( это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. ) , 2 . общекультурная ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека) ; 3. учебно-познавательная (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор) , 4 . информационная ( способность результативно мыслить и работать с информацией) , 5 . коммуникативная (способность общаться и взаимодействовать с людьми). , 6.социально-трудовая ( выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения ) , 7 . личностная компетенция . (направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Более подробно я расскажу об информационной компетентности.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Информационные компетенции включают в себя:

    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

    владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;

    применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.

На примере урока русского языка.

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является:

1.Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:

1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пошаговое описание метода.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики “ Знаю”, “Хочу узнать”.

2 шаг : По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу “Узнали”.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – “источники информации”, “что осталось не раскрыто”.

На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы:

2.Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” происходит от английского cluster – гроздь, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Возможности использования кластера:

​ При систематизации, повторении материала;

​ При работе с текстом;

​ При повторении в начале урока;

​ При введении в тему;

​ При сборе необходимого языкового материала;

​ При контроле;

Пример: Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов:

Пошаговое описание метода.

​ В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).

​ По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

​ Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

На примере урока окружающего мира.

1) При изучении темы « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации (Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.), чтобы узнать о планетах солнечной системы – используется информационная компетенция.

2) Урок окружающего мира

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...