Липнева, Борисова: Ритмические зарисовки. Творческие задания для юных музыкантов. А теперь черным-черно

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.

Тема:

«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»

г. Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».

Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).

Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.

Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.

Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:

Хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)

Отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)

Использование ритмических и словесных канонов

Скороговорок, фраз, словосочетаний

Музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.

Цель.

Развитие чувства ритма у детей.

Задачи.

Образовательные:

Учиться технически осмысленному исполнению произведения;

- учиться определять на слух размер такта;

Учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;

Развивать чувство музыкальной формы;

Легче разучивать произведение по нотам и наизусть.

Развивающие:

- развивать внимание, воображение, музыкальную память;

Развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;

- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;

Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (рассказ, объяснение, диалог);

Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).

Эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

Побуждение к самоконтролю;

Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Современные образовательные технологии:

Технология развивающего обучения;

Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);

Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные .

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст детей: 7-10 лет.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.

Оборудование: фортепиано, стулья.

План занятия:

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.

3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.

5. Игра «Веселые такты» 3 мин.

6. Игра «Собери слово». 4 мин.

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.

8. «Убери слово» 4 мин.

9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.

10. Живой оркестр 15 мин.

11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!

Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».

Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)

Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей - звуков и пауз.

3 . Объяснение педагогом темы «Ритм».

Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.

Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти» ).

5. Игра «Веселые такты»

Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)

6. Игра «Собери слово».

А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».

Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).

8. Игра «Убери слово»

А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).

1. Дом

2.Гном

3. Кот

4. Крот

Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).

Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.

(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).

9. Каноническая Игра «Тик-Так»

Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.

10. Живой оркестр.

Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего занятия.

Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?

Что вам больше всего понравилось делать сегодня?

Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?

Литература:

1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.

2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.

3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.


Привет, вот самые полезные мелочи, применив которые, вместе со знаниями простой гармонии и правилами взаимодействия нот в тональности, можно даже из самой простой и скучной зарисовки сделать завораживающую и смысловую мелодию для вашей новой композиции.

  1. Длительность нот - ключ к интересной ритмичной мелодии

Если ваш инструмент или тембр синтезатора имеет возможность длительной задержки звучания (достаточный sustain), то всегда пробуйте чередовать длительности нот - короткие длительные, это самым прямым образом влияет на ритмический рисунок в вашей мелодии.

И пусть, где-то это будут супер длительные ноты (до следующей используемой ступени), а где короткие обрывки самое удачное - это сразу после длительно звучащей ноты сделать срыв на короткой.

  1. Чередование разных ритмик сделает мелодию более гипнотической

Как и чередование длительностей нот, чередование ритмик это еще более глобально-важное правило в написание интересной мелодии. Да, простота часто работает, когда мы просто повторяем интересный рисунок, меняя только высоты этих нот. Но мелодия может сильнее влюбляться в себя, когда она интересна ритмически.

Ритмика всегда работала на человеческий слух как гипноз - и в особенности это нахождение нашим чувством ритма разницы в ритмиках - именно поэтому самые интересные и знаменитые мелодии чередуют самые различные виды ритмик.

И самое популярное и гипнотическое чередование - это прямые типы ритмик и синкопированные типы ритмик.

  1. Быстрые переходы в нужных местах дадут мелодии движения и энергии

Самый отличный способ подбавить энергии и движения в мелодию + разнообразить ее - это добавить супер быстрых переходящих штрихов и иногда даже Roll- штрихов между основными или длительными ступенями мелодии. Обычно Roll-эффект ритмика приобретает, при использовании 32-х длительностей нот. Но быстрые переходящие штрихи могут быть по длительности и 16-ми нотами.

*для справки длительность нот - определяется так: сколько таких нот поместиться в один такт \ bar- (16-ые ноты называются так, потому что таких нот всего можно уместить в такте 16 штук…)

И быстрые перемещения в мелодии хорошо делают свою работу при использовании близких \ соседних ступеней, переходя поэтапно вниз - вверх или быстрые чередования 2 соседних нот.

Вот такие штрихи можно добавить к мелодии из предыдущего пункта что бы сделать ее более подвижной и энергичной!

  1. Легато скольжение и эффект портаменто - то где тембр сливается с гармонией

Очень часто этот эффект питч слайда в начале каждой ноты (Portamento) или плавное скольжение pitchмежду последующими друг за другом нотами (Legato), приживается и дает вашей главной мелодии той жизни и особенной атмосферы, которой ей как раз и нахватало!

В Sylenth1, к примеру, это сделать очень просто; достаточно всего лишь крутануть ручку «portamento» в сторону к или на середину и поставить переключатель рядом на режим «S» (Slide).

  1. Задержка на одной ступени ноты, дает завораживающий эффект в гармонии

Многие, почему-то, очень долго думают; какое более сложное и оригинальное движение по высотам нот можно придумать в мелодии, чтобы получить супер хит.

Но иногда достаточно простого переходящего штриха с последующей или произошедшей перед ним задержкой на одной лишь только ноте, без разницы повторяя ее каким-то ритмическим штрихом, либо просто оставить ей всю длительность в мелодии до ее следующей ступени.

  1. Остинато. Завораживающий эффект - стадия 2

Самый простой и быстрый способ написать эмоционально-захватывающую мелодию, чаще в жанрах Trance и House.

Это, как и предыдущий пункт, но уже удерживание одного короткого мелодического рисунка в повторении, в то время как поддержка гармонией басовых нот, либо аккордов, прогрессирует и меняется, давая тот самый смысловой и захватывающий контекст для, казалось бы, однообразного рисунка в мелодии.

Но важный момент - не обязательно оставлять повторяющийся рисунок ВСЕГДА совершенно одинаковым, в мелодии должна быть полная свобода творчества, как и везде в музыке...

Если у вас, все же есть проблемы с основами гармонии и музыкальной теории или правилами взаимодействия нот между собой, то рекомендую незамедлительно СКАЧАТЬ наш бесплатный видеокурс по основам гармонии, для свободного написания мелодий и аккордовых партий в электронной музыке, забрать бесплатно прямо сейчас его можно

Мастер – класс

Коротоякской Г.С.- педагога дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг» г. Красный Сулин

Тема: «Ритм и ритмический рисунок»

Цель: рассмотреть понятие «ритм » с помощью использования стихов русских поэтов, движения и музыки

Задачи :

    научить различать ритм не только в музыкальных произведениях, но и в предметах обихода, архитектуре

    воспитать культуру восприятия через ритмический рисунок

    развить чувство ритма, внимание, память

Вспомните, что делает большинство людей, когда звучит музыка (особенно та которая им нравиться).

Они притопывают ногой, прихлопывают рукой по ноге; если музыка медленная – слегка кивают головой, делают разные танцевальные движения.

Поднимите руку, кто любит танцевать?

Если да, то вы знаете, что под музыку движения делаются не просто так, они должны отвечать….. чему?

Правильно, характеру музыки.

Если она медленная, то наши движения…… (плавные)

Если быстрая, танцевальная, движения……. (резкие, отрывистые, энергичные)

Почему же мышцы нашего тела по-разному откликаются на разную музыку? Чем, например, «медленная» песня отличается от «быстрой»? не составом инструментов, голос тут тоже не при чем. В каждой песне есть своя мелодия, но все- таки не она определяет, двигаемся мы под музыку медленно или быстро, это определяют темп и ритм (ритмический рисунок) .

Движение во время прослушивания музыки помогает нам вжиться в ритм, почувствовать музыку. Обычно желание совершать замечаем, как начинаем, двигать рукой, ногой и пр. Если мы заставим себя прекратить эти движения, то обязательно возникнет желание поддерживать ритмический рисунок каким –либо другим способом, например подпевать со словами и без них на любой слог. Если же мы заставим себя перестать подпевать, то переживание ритма исчезнет. Этого не нужно делать, если у тебя возникает желание подпевать или двигаться под музыку- это очень хорошо. Чувство ритма нужно развивать в себе, это помогает вовремя вступать и заканчивать фразу, ритмично петь. Чувство ритма у музыкантов, играющих на ударных инструментах(использует одновременно несколько барабанов, тарелки и при этом не сбиваясь). Ритмично петь тоже не просто. Этому обязательно нужно научиться, так как неритмичное пение, как и фальшивое, трудно слушать.

РАСМОТРИМ ПОНЯТИЕ «РИТМ»

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, то есть определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной.

Четкий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Рассмотрим с позиций ритмической организации четверостишие из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина:

В си/нем/не/бе/звез/ды/бле/щут.

В си/нем/мо/ре/вол/ны/пле/щут.

Ту/ча/по/не/бу/и/дет.

Боч/ка/по/мо/рю/плы/вет.

Ритмическую схему этого четверостишия мо изобразить так:

Как видим, для этого стихотворения характерна четкая ритмическая организация, в основе которой лежит повтор ударных и безударных слогов. Ритмичность текста создается также одинаковым порядком расположения главных членов, параллелизмом структуры предложений, повтором слов, равновесием струк­турных частей текста.

Ритм часто встречается и в прозаических, художе­ственных произведениях. Рассмотрим отрывок из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»:

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...».

Эти строки можно декламировать как стихи, настолько они ритмичны и напевны. Профессор Л. А. Новиков пишет о них: «Когда слышишь или произносишь эти строки, чувствуешь величавое течение реки. Ритмичность основана здесь на соразмерности речевых тактов и фонетических (зву­ковых) слов»:

Чуден | Днепр 2

при тихой | погоде, 2

когда вольно | и плавно 2

мчит | сквозь леса | и горы 3

полные | воды | свои... 3

Цифрами тут указано количество фонетических слов в речевом такте.

Попробуем заменить эту ритмическую фразу дру­гой, обычной, например:

При тихой погоде Днепр чуден (красив), когда сквозь леса и горы вольно и плавно мчит свои пол­ ные воды.

Сразу становится понятным, почему профессор Л. М. Пешковский, один из известных исследовате­лей поэтического языка, говорил, что «гоголевский текст поет, а разговорный скрипит».

Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный, как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; вялый, монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения, композитором не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.

Упражнения на совершенствование чувства ритма. ИЩЕМ РИТМ

1. Ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств. Посмотрите на предметы русского народного творчества - кружево, вышивку, посуду, подставку для лучины и другие. Обратите внимание на их орнамент, рисунок. (демонстрация)

Можно ли здесь выделить ритм? Какие элементы повторяются?

2. Перед вами изображение знаменитого собора Парижской богоматери. Выявите в нем элементы архитектурного ритма (повтор башен, ворот, окон, резных элементов).

3. Спойте любую песню. Есть ли в ней ритм? Какой?

4.А есть ли ритм в танце? Какие элементы могут повторяться в танце – вальсе, танго, русском народном танце?

5. Найди ритм в своем имени и именах своих друзей.

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа

!! ! ; !; ! !

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Оля, а где Федот

!! ; ! !

Соедини нужное имя со схемой его ритма

! ! ! ! !

Константин

! ! ! ! !

Елизавета

Максимилиан

ПОТАНЦУЕМ?

    Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) На какой счет
    будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) А теперь передайте ритм вальса жестами, движени­ями. Какие они у вас будут?

    Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (Энергичный, чеканный, отрывистый.) На какой счет вы будете марширо­вать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) Давайте по маршируем в этом ритме.

НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ

Определите различие в звучании двух текстов: стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично? Какой текст, на ваш взгляд, лучше?

1) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу... А. Майков

2) Золотой лист уж кроет в лесу влажную землю.
Я смело топчу ногой вешнюю красу леса.

ПРОЧИТАЙ И ПОСЧИТАЙ

Прочитайте, как записано, - по строчкам. Сколь­ко раз ударился мяч о землю, если считать по строчкам этого стихотворения? Попробуйте, играя с мячом, прочесть это стихотворение от начала до конца.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч.

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой! С. Маршак

А теперь прочитайте это стихотворение, записанное иначе.

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Что изменилось в ритме стихотворения? Какая запись лучше?

БАРАБАНЩИК

Вы - барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам!..

Памм!..

ДИРИЖЕР

Представьте себя в роли дирижера. Вы должны показать оркестру (классу), в каком ритме исполнять стихотворение. Отмечайте сильную ноту, та есть ударный звук, движением руки сверху вниз, а не­полные, короткие ноты (безударные звуки) - движе­нием ладони слева направо.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

СЧИТАЛКИ

1. Хорошим ритмом отличаются считалки, с по­мощью которых вы определяете, кто будет в игре водящим или кто должен выйти вон. Но считалки надо уметь ритмично произносить. Прочитайте сле­дующие считалки. На сколько частей они делятся? Теперь посчитайтесь в парах, кто из вас «выйдет вон».

Ехал | Грека | через | реку,

Видит | Грека | в реке | рак,

Сунул | Грека | руку | в реку.

Рак | за руку | Греку | цап.

Аты |баты |- шли | солдаты,

Аты |баты | -на базар.

Аты |баты | -что | купили?

Аты |баты | -само | вар

Аты |баты | - сколько | стоит?

Аты |баты |- три | рубля.

Аты |баты |-кто | выходит?

Аты |баты |-это | я.

2. Прочитайте следующее стихотворение. Подумай­те, насколько частей надо делить каждую строчку, чтобы получился единый ритм. Как найти ответ на этот вопрос в тексте считалки?

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЛЯТА

Выберите любое из известных вам стихотворений, например «Буря мглою небо кроет», и «промычите» его без слов, как телята. Остальные должны по рит­му и интонации узнать это стихотворение.

ИГРАЕМ В ОРКЕСТР

Один из вас пусть читает вслух стихотворение Ирины Токмаковой «Сонный слон», а другие долж­ны создавать музыкальный фон - произносить слова «динь-дон, динь-дон». Главное, чтобы слова произно­сились ритмично, в такт стихотворению.

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

ПОСТУЧИМ В БАРАБАН!

Любите ли вы бить по барабану? Наверное, да! Давайте постучим по нему! Если его у вас нет, не беда! Постучите ладошками по столу или по колен­кам. Главное условие, чтобы ваша барабанная дробь совпадала с общим ритмом стихотворения. Пусть один из вас читает вслух стихотворение Григоре Виеру, а вы в такт подыгрывайте на барабане.

ЕЖИК И БАРАБАН

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули»

Бум-бум-бум!

ХОР ЛЯГУШЕК

Представьте, что вы лягушки. Вам порушил спеть песню, но слов ее не дали. Зато вам изобразили схе­матически ритм этой песни. Вот он!

- - - - -

- - - - -

I Воссоздайте ритм и мелодию этой песни голосом лягушек, то есть с помощью слов «ква-ква-ква».

Подсказка. Это песня «Чунга-Чанга» из мультфиль­ма «Катерок»:

Чунга-Чанга -
Синий небосвод,
Чунга-Чанга -
Лето круглый год.
Чунга-Чанга -
Весело живем,
Чунга-Чанга -

Песенку поем. Ю. Энтин

СОЛО ДЛЯ ХРЮШКИ

Одной музыкальной хрюшке подарили песню. Но чтобы ее спеть, нужно определить ритм. Хрюшка этого сделать не может. Помогите ей! Со­ставьте схему ритмической организации текста и оп­ределите характер ритма - быстрый, задорный или, наоборот, медленный и грустный.

Я ХРЮ-ХРЮШКА

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Было розовым оно,

А теперь черным-черно.

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж?

П. Синявский

ИГРАЕМ В «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Прочитайте стихотворения в указанном ритме. Объясните, почему авторы стихов выбрали именно такой ритм.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

На парад

идет отряд.

На парад

идет отряд.

Барабанщик

очень рад:

Барабанит,

барабанит

Полтора

часа

подряд!

А. Барто

Ритм чеканный, энергичный, как в марше.

И спасали меня,

Не бросали меня.

И звенели - ладонь о ладонь - буфера,

И состав

Пересчитывал каждый сустав.

И скрипел и стонал

Деревянный вагон.

А в углу медсестра

Пришивала погон. Д. Самойлов

Ритм мерный, монотонный, как стук колес.

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! А. Пушкин

Ритм быстрый, стремительный, тревожный.

* * *

...Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеной

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора …. А.С. Пушкин

Ритм неторопливый, спокойный.





Государственное учреждение образования

«Козловщинская средняя школа»

Дятловского района, Гродненской области

Конспект урока по музыке во 2-ом классе

«Ритм – «золотой ключик» музыки»

Подготовила

Учитель музыки

Кавцевич Наталия Николаевна

пгт. Козловщина

2012 год

РИТМ – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК МУЗЫКИ

Цель урока: сформировать целостное представление о ритме.Задачи урока: 1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли;2) введение понятий ритм , ритмический рисунок ;3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций;4) развитие чувства ритма.Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка.Музыкальный материал:

    «Музыка, здравствуй - музыкальное приветствие Звуковой эффект: тиканье часов – слушание «Разные ребята» Д. Кабалевский – попевка «Марш цветных солдатиков», Л. Мурашко – слушание «Улетает скворушка», И. Смирнова – работа над песней
Ход урокаВход в класс. Организация класса.Музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй!

Музыка, музыка!

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный!

Нам дарит музыка.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!


- Ребята, скажите, как называется тема первой четверти? - Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски). - А что мы называем королевой музыки? - Мелодию. - Какая бывает мелодия? - Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая. - Из чего состоит мелодия? - Из звуков. - Какие бывают звуки?

Высокие низкиеДолгие Музыкальные звуки короткиеГромкие тихие- Одним из важных средств музыкальной выразительности является ритм. Он встречается не только в музыке. Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.

Все вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик – так! Тик – так!

Тик – так! Тик – так!

(звук часов – слушание)

В музыке ритм – это также чередование, только разных по длительности звуков – долгих и коротких. Например:

Такая запись называется ритмическим рисунком.

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Ритм в музыке – это «золотой ключик». С его помощью можно войти в разные музыкальные жанры («киты»). Он способен передать характеры людей, животных.

Попевка «Разные ребята» (музыка Д. Кабалевского) дает возможность почувствовать и передать характеры детей. Послушайте две мелодии. Чем они отличаются? Какой характер человека способна передать первая мелодия? Какой – другая? Какую мелодию можно сравнить с шагами, какую с бегом? Сравните нотную графику (пульс-шаги) двух мелодий (разных ребят):

А теперь споем и покажем пульс-шаги по таблице и исполним их хлопками. (Важно, чтобы дети почуствовали, что разные характеры детей передаются разным характером исполнения). Исполнение попевки по рядам (один ряд поет про спокойных детей, другой – про непоседов) и вместе, в двухголосии.

Физкультминутка Физкультминутка «Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

А теперь мы будем ритмодекламировать стихотворение. Читаем и отхлопываем ритм:

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Записываем его нотами в своих тетрадях:

Ста - и птиц у - ле - та - ют

Прочь за си - не - е мо- ре.

Все де- ре - вья бли - ста - ют

В раз- но- цвет- ном у - бо - ре.

Читаем по ритмослогам: ти-ти та, ти-ти, ти-ти. Далее играем короткие длительности на треугольнике, а долгие – выделяем маракасом.

“Ритмический диктант”

    Кто хочет побывать в роли учителя музыки и прохлопать свій музыкальный ритм, чтобы весь класс его повторил?

(Ребята поочередно выступают в роли учителя музыки, демонстрируя свои ритмические рисунки).

    Ребята, какие марши вы знаете, для кого они написаны. А кто мог бы шагать под этот марш?

“Марш цветных солдатиков” – слушание. В ходе слушания ученики должны почувствовать мелкий, легкий шаг, услышать небольшие изменения в темпе (замедление, возвращение к первоначальному темпу), смену шага, как-будто кто-то мешает солдатикам шагать ровно, а также на смену характера звучания, это значит на смену музыкальных частей.

Продолжение работы над песней “Улетает скворушка”, слова Т. Прописновой, музыка И. Смирновой.

Прохлопываем ритм второй части куплета:

Даль про-зрач-на- я вид- на, и се- год- ня у ок- на

Пе- сен-ка про-щаль-на- я нам с ут-ра слыш-на

Исполнение песни требует выразительной артикуляции, чистой интонации.

Рефлексия:

    Что было самым интересным?

    А что было для вас самым трудным?

    Какие сделаны тобой открытия в знании музыки?

Список используемой литературы

Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. Мистюк.Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.

М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год

Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»2006 год.

Конструкт урока музыки по производственной практике по

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Анашкиной Анастасии Александровны

Дата: 08.11.2017

ОУ: № 27

Класс: 1 «б»

ФИО учителя класса: Гиматова Л.Л.

ФИО методиста: Сиражева Эльза Гарафовна Подпись__________

Тема: «Ритмический рисунок»

УМК: Школа России

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения основ музыкальной грамоты.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

    регулятивные УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция

    познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические:

    коммуникативные УУД : .

Предметные: имеют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, имеют понятие о длительностях, умеют создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», знают 1 куплет и разучили 2 куплет песни «Настоящий друг».

По видам деятельности

Слушание музыки

Обучающийся:

Узнает изученные музыкальные произведения (песня «Настоящий друг»).

Хоровое пение

Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающие: способствовать развитию

    регулятивных УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;

    познавательных УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    коммуникативных УУД : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества при постановке задач на урок, структурирование информации в ходе повторения изученного материала .

Коррекционные: развивать у обучающихся чувство ритма в ходе проговаривания и прохлопывания ритмического рисунка, развивать музыкальный слух.

Образовательные : формировать первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, формировать понятие о длительностях, умение создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», повторить 1 куплет и разучить 2 куплет песни «Настоящий друг»

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

принцип увлечённости;

принцип триединства деятельности;

принцип тематизации;

принцип «тождества».

Методы воспитания

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

Нагрядно-слуховой;

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный

Метод пластического интонирования.

Метод художественного моделирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: у рок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока: (40 мин)

    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

    Актуализация опорных знаний и способов действий.(10мин)

    Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (14 мин)

    Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10 мин)

    Информация о домашнем задании. (2 мин)

    Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР с 1 по 4 класс: №12 от 30.08.2016/г. Каменск-Уральский/МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».

3. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

5. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

6. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Эскиз доски

Тема: Ритмический рисунок

Классная работа

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Сначала сядут девочки. Теперь мальчики.

Чтобы нам настроиться на работу, предлагаю посмотреть фрагмент видео.

Психогимнастика видео фрагмент.

Сегодня мы с вами так же как эти бабочки попадем в мир музыки.

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование;

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить переместительное свойство умножения; составить тему и цель урока

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Ребята, чтобы нам с вами узнать тему урока, предлагаю поиграть в кодировщиков. Кодировщики, это такие люди, которые расшифровывают послания. Сейчас я каждому раздам карточку с зашифрованной темой урока, вам нужно зачеркнуть все буквы А и прочитать полученный текст. Кому не понятно задание?

Аритмиааааческийарааисуноак (ритмический рисунок)

У кого получилось? Прочитай, пожалуйста.

Тема нашего урока – ритмический рисунок.

Ребята, кто знает что такое ритмический рисунок?

Составим план нашего урока.

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

Сегодня мы традиционно будем петь и слушать музыку, что нужно сделать перед тем, как петь? (распеться)

    Распеться

После этого мы с вами узнаем, что такое ритмический рисунок и сами его создадим!

    Сделать ритмический рисунок

Для чего мы распеваться будем? Мы с вами будем разучивать песню.

    Выучить 2 куплет песни

Мы составили план работы, предлагаю начать с распевки.

регулятивные УУД : ( целеполагание; планирование;) волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

    1. Распевка

3.2 Ритмический рисунок

Задача: объяснить новые понятия, научить проговаривать и прохлопывать ритмический рисунок на примере песни «Маленькой елочке холодно зимой»

3.3. Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

3.4 Песня «Настоящий друг»

Задача: разучить 2й куплет песни, повторить 1 куплет.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Сядьте ровно, ноги вместе, спинка прямая.

Для начала разомнем мышцы лица. Вытяните губы в трубочку, теперь широко улыбнитесь. Повторяем несколько раз.

Теперь попробуем задуть свечу. Резким движением. (показываю) Повторяем 2-4 раза.

Покажите, как лошадка цокает копытами. (показываю, повторяем щелчки языками)

Покажите как жаба раздувает щеки, все надуйте щеки.

Теперь почистим зубки языком.

Сейчас представьте, что вы шарик, который надувается, набираем в себя как можно больше воздуха, задержали дыхание, выдохнули. Подышали. Еще раз, набираем, раздуваемся, задерживаем и выдохнули.

Погладили горло.

Молодцы. Теперь попробуем проговорить скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Теперь все вместе, четко произносим.

Сейчас первый ряд.

Второй, молодцы.

Теперь мы простудились и просим у мамы молока.

Мама, дай молока, я болен. Все вместе.

Сейчас поем все вместе «мы поем, хорошо поем» Затем по цепочке «я пою, хорошо пою».

Пропеваю сама

Теперь все вместе. (поем несколько раз все вместе)

Начинаем по цепочки с Маши.

(дети по очереди пропевают, последний раз хором)

Молодцы, мы с вами распелись.

Какая у нас тема урока?

Кто знает, что такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование разных по длительности звуков и пауз.

Что же такое ритмический рисунок? (предположения)

Ритмический рисунок – сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке. (определения на слайдах)

Предлагаю послушать фрагмент песни и определить, какие звуки длинные, а какие короткие.

Фр. Из песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Текст песни на слайде.

Начнём с первой строки.

Ма-аленькой е-елочке холодно зимо-ой. (Показываю жестами)

Сколько длинных звуков вы услышали? Сколько слогов, которые протягиваются? (3)

Длинные звуки обозначаются как «ТА»

Сколько коротких? (8)

Их обозначаю «ТИ»

Попробуем проговорить ритмический рисунок 1й строки.

Молодцы, попробуем теперь пропеть и прохлопать.

(поем и прохлопываем ритм)

Мы сейчас с вами проговорили и прохлопали ритмический рисунок.

Попробуем тоже самое сделать с остальной частью песни.

И-из лесу е-лочку взяли мы дом-ой

Сколько длинных звуков? (3)

Сколько коротких? (8)

Проговорим все вместе словесный ритмический рисунок.

Та-ти-ти та-ти-ти ти-ти-ти ти-ти-та

Вы заметили, что слова разные, а ритм одинаковый?

Попробуем теперь прохлопать.

Молодцы. Как мы можем увидеть ритмический рисунок?

Мы его можем увидеть с помощью нот.

Длинный звук ТА обозначается нотой

Видели такую ноту?

А короткий звук ТИ обозначается нотой

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд)

Нам осталось прохлопать ритмический рисунок всего 1 куплета.

Сначала вместе со мной.

Теперь попробует прохлопать 2й ряд.

Хорошо, спасибо, 1й ряд.

Давайте попробуем прохлопать рисунок без слов, а только по нотам все вместе. (слайд)

Молодцы, ребята.

Чем мы сейчас занимались?

Что такое ритмический рисунок?

Мы смогли его увидеть?

Верно, сочетание звуков разной длительности в определённом порядке.

Я думаю, вы немного устали, поэтому я предлагаю сыграть в игру « Музыкальное соревнование ».

Мы поиграем по рядам, затем выберем 2 лидеров, кто будет соревноваться от 1го ряда и от 2го.

Сначала поиграет 1й ряд. Задача 2го рядя – следить за порядком, внимательно следить за всеми ребятами и если возникнет спор – то честно его разрешить.

Кому не понятно?

Первый ряд в свою очередь как себя ведет?

Да, мы будем дружно играть.

Теперь поставим 9 стульев в круг, правила такие: нужно успеть сесть на стул, когда музыка закончится. Кто не успел – садится на место.

Расставляем стулья, начинаем игру. Поддерживаю дисциплину, играем, пока не остался 1 человек.

У нас появился первый лидер, мы дадим ему значок лучшего слушателя. Молодец!

Теперь играет 2 ряд, а 1 ряд следит за соблюдением правил.

Играем.

У нас появился еще один лидер, он тоже получает значок. Молодец. Осталось решающее соревнование за 1 место в этой игре.

Остается 1 стул, играют.

Похлопаем победителю! Он получает золотую медаль за 1 место.

Поднимите руку, кому понравилась игра?

Мы отдохнули, теперь узнаем, какие вы внимательные слушатели. Я включу музыку, а вы попробуйте догадаться, что это за песня, её название и откуда она. (песня Настоящий друг из м\ф Тимка и Димка)

Правильно, давайте послушаем её до конца.

Ребята, какой куплет вы уже знаете? (первый)

Наша задача сегодня выучить 2й куплет. Давайте пропоем первый куплет и послушаем второй.

Сядьте ровно, руки сложите на колени, как настоящие певцы.

Включаю музыку, поем 1 куплет.

Настоящий друг текст песни (1 и 2 куплет)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Давайте теперь прочитаем слова 2 куплета хором.

Попробуем пропеть первые 2 строчки. Молодцы, теперь пропоем их под музыку. (Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.)

Проговорим остальные строки. (В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.)

Теперь пропоем их.

Молодцы, попробуем под музыку.

Исполним весь второй куплет.

Сейчас 2й ряд споет второй куплет. (поют)

1й ряд. (поют)

познавательные УУД : общеучебные : (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества, структурирование информации).

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: самостоятельно спеть 2 куплета песни «Настоящий друг»

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: , объяснение;

Ребята, мы с вами уже выучили 2 куплета. Поднимите руку, кто готов их исполнить?

Чтобы правильно и красиво её исполнить, вставайте, пожалуйста. Подравнялись. Слушайте друг друга во время исполнения.

Приготовились. (включаю музыку)

Похлопали самим себе, отлично, присаживайтесь.

Мы с вами выучили 2 куплета песни.

регулятивные УУД : ( волевая саморегуляция)

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

5.Информация о домашнем задании

Задача: получить информацию о домашнем задании

Словесные: объяснение;

Дома выучите второй куплет песни «Настоящий друг».

РегулятивныеУУД : волевая саморегуляция

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Словесные: беседа

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Все ли задачи мы решили? (да)

Теперь нарисуйте солнышку улыбку, если у вас все получилось или грусть, если что-то не получилось.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать, до свидания.

Личностные УУД (самоопределение), Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (взаимодействуют с педагогом),

Познавательные УУД: (проводят анализ своей деятельности)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...