Пляж Хоф Дор (Тантура) и кемпинг, Средиземноморское побережье. Хананейско- древнееврейско-ассирийско-финикийско-римско-византийское поселение (город) Тель Дор (национальный парк Тель Дор, Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Из

Дор, или Тель Дор (библейский холм Дор) - древний город-порт на восточном побережье Средиземного моря между современными Хайфой и Тель-Авивом. Одно из названий древнего Дора - Хирбет эль Бурдж восходит ко временам правления мусульман и обозначает "развалины крепости".
Дор находился в узком ответвлении плодородной долины Шарон, между горой Кармель и Средиземным морем. Впервые Дор упомянут в документах, относящихся ко времени правления фараона Рамзеса II (1304-1237 до н. э.), но есть косвенные свидетельства того, что древний человек жил на этом месте ещё 30 000 лет назад. С Ханаанского периода Дор - один из крупнейших городов, и являлся столицей племени тевкров.
В библии упоминается Дор как однин из 31 городов, захваченных Иисусом Навином (1550-1200 год до н. э.), однако культурная жизнь города продолжала оставаться ханаанско - финикийской. Остатки керамики повествуют о богатых экономических связях ханаанцев, населявших город в XI-X вв. до н.э., с древним Египтом и Кипром. Во второй половине X в. до н.э. Дор населяли, преимущественно, финикийцы, а направление торговых связей приобрело греческий и сардинский характер.
(по другим данным, с завоеваением Ханаана двенадцатью коленами израилевыми Дор достался по жребию колену Асирову, но был отдан колену Манассиину).
Во времена правления царя Давида (1005-965 гг. до н.э.), Дор вошел в состав империи Давида, а его сын Соломон (легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э) п е редал Дор в правление своему зятю Бен Авинадаву. Вместе с тем, только после смерти Соломона, Дор стал меняться и проходить "израилизацию".
В 732 до н. э. город был взят, разрушен, но позже заново отстроен ассирийцами. Во времена правления Ассириских царей Тиглатпаласара III и Асархаддона, Дор играл важную роль как портовый город. Дор был выделен в свободную экономическую зону вместе с Яфо и провозглашен: "Землями богатыми зерном в районе Саронской долины". Покровительство над Дором и Яфо перешло к Сидонским царям. В конце периода правления Ассирийской империи Дор потерял свое значение и даже был покинут жителями по неизвестной причине.
Позднее, в течение нескольких веков город принадлежал финикийцам, а затем входил как город-государство в империю Александра Македонского (336 -323 гг. до н. э.). Во времена Селевкидов (312 до н. э. - 83, 68-64 до н. э.) Дор представлял собой сильную крепость. В 103 до н. э. область Дор и Башня Стратона (позже переименованная в Кейсарию) были захвачены Александром Яннаем (иудейский царь из династии Хасмонеев, 125-76 до н. э.) и присоединены к Иудее - Хасмонейскому царству, но спустя 40 лет отвоеваны у неё Римом.

Дор (на иврите — דוֹר‎) - древний ханаанский город-порт, который располагается в Израиле на побережье Средиземного моря, между городами Хайфой и Тель-Авивом. Название города связывают с дорийцами 1 .

Со стороны моря, Дор располагается между тремя небольшими островами, образующих небольшую бухту. Со стороны суши, Дор находился в узком ответвлении плодородной долины Шарон, между горой Кармель и Средиземным морем. Впервые Дор упомянут в документах, относящихся ко времени правления фараона Рамзеса II (1304-1237 гг. до н. э.), но есть косвенные свидетельства того, что древний человек жил на этом месте еще 30.000 лет назад.

В 11-ом и 10-ом веках до н.э. на месте Дора существовало поселение с характерными для этого периода домами, строившимися вокруг центрального двора. Остатки керамики повествуют о богатых экономических связях ханаанцев, населявших город, с древним Египтом и Кипром.

Во второй половине 10-го века до н.э. город населяли, преимущественно, финикийцы, а направление торговых связей приобрело греческий и Сардинский характер. В Библии Дор упоминается как один из 31 городов, завоеванных Иисусом Навином, однако культурная жизнь города продолжала оставаться ханаанско — финикийской со свойственной северу страны, региону Акко и Ливана керамикой.

Во времена правления царя Давида, Дор вошел в состав империи Давида, а его сын царь Соломон предал Дор в правление своему зятю Бен Авинадаву. Вместе с тем, только после смерти Соломона, Дор стал меняться в сторону еврейской культуры.

Во времена правления ассириских царей Тиглатпаласара III и Асархаддона, Дор играл важную роль как портовый город. В конце периода правления ассирийской империи Дор потерял свое значение и даже был покинут жителями по неизвестной причине.

Вместе с тем, во времена персидской империи Дор был выделен в свободную экономическую зону вместе с Яфо и был провозглашен: «Землями богатыми зерном в районе Саронской долины». Покровительство над Дором и Яфо перешло к сидонским царям. В это время в городе была заложена система улиц, которая продолжала существовать и во времена греков. Александр Македонский принял город Дор, по всей видимости, без боя и это может быть объяснено тем, что город находился под властью правителей Сидона.

В период греческого правления город стремительно развивался и в ходе последних раскопок были обнаружены храмы и общественные постройки. Дор, как и Стратонова Башня (Кейсария) были завоеваны и включены в состав Иудеи во времена правления Александра Янная.

Наибольшего рассвета город Дор достигает во времена правления Римской империи. К этому времени относятся обнаруженные археологами частные дома, торговые ряды, общественные здания. Римляне снабдили город акведуком, монументальными воротами и театром. Онако, после сторительства Кейсарии и возвышения этого города, жители Дора постепенно покидают поселение, и Дор практически прекращает существовать.

В византийские время Дор не был заселен, а малая церковь, построенная у подножья холма, скорее олицетворяла новых правителей, нежели обслуживала прихожан. Дор не был заселен вплоть до времен крестоносцев.

Считается что в 13 в. (по другим данным в 12 в.) на руинах Дора крестоносцы, осознавая удачное стратегическое положение, построили свою крепость Тантур (по другим данным замок Мерль), которая вскоре была разрушена мамлюками.

Наличие крепости на месте исторического Дора и принятая среди историков традиция считать эту крепость плодом творения крестоносцев сегодня достаточно жарко оспаривается.

Вплоть до времен правления Оттоманской империи Дор пустовал и только во второй половине 18-го века здесь появилась деревня Тантура, на месте которой сегодня располагаются кибуц Нахшолим и мошав Дор.

Кибуц Нахшолим был основан в 1948 г. после Войны за Независимость. Сегодня главной достопримечательностью кибуца является музей, носящий название «Мизгага» или «Музей подводной археологии» по названию стеклянного завода, основанного здесь бароном де Ротшильдом. Барон построил завод посуды для обеспечения винной промышленности в Зихрон Яакове в 1891 г. Музей занимается двумя основными направлениями деятельности — раскопками древнего города Дор и подводной археологией

Мошав Дор расположен к югу от руин древнего города Дор. Основан в 1949 г. выходцами из Греции как рыбацкий поселок в том месте, куда в конце 1930-х гг. причаливали корабли с нелегальными репатриантами из Европы. В 1950-е гг. в Доре также поселились репатрианты из Ирака. Площадь - 150 га, население - 326 человек (на начало 2002 г.). Основные отрасли хозяйства: молочное животноводство, птицеводство, овощеводство. Имеется станция рыбнадзора. В Доре установлен памятник воинам, погибшим в Войне за Независимость.

1 Дорийцы или доряне (древнегреческое - Δωριεῖς) - наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, единственным современным потомком которого является цаконский язык.

Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. По преданию, жили сначала в европейской Греции, у Олимпа и Оссы, в фессалийской местности Гестиейе и в Дориде у Эты. Земли в Средней Греции (обл. Дорида) они получили от Геракла. Около 1100 года до н. э. дорийцы под начальством Гераклидов вторглись в Пелопоннес, многие из областей которого ранее были завоеваны Гераклом (в мифологии вторжение дорийцев получило название «возвращение Гераклидов»).

В статье использована информация из Интернет-ресурсов: http://www.dopotopa.com; http://praisman.com; http://guide-israel.ru; http://www.eleven.co.il

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Пока не началось очередное великое путешествие отпишусь о некоторых прогулках по любимой родине. На этот раз мы осмотрим развалины одного из самых древних городов Израиля, прогуляемся по пляжу и заедем в парк скульптур якобы для детей, а на самом деле строго для восемнадцати и старше.



Поселение в древнем городе Дор предположительно берет свое начало в эпоху Бронзового века, и он упоминается в документах, относящихся ко времени правления фараона Рамзеса II (XIII век до н.э). К железному веку Дор уже был большим укрепленным городом, настолько большим, что некоторые источники называют его "монументальным". В Ханаанейскую эпоху Дор был столицей тевкров (народность, заселявшая Трою), и считался одним из крупнеших городов Леванта.

Как мы видим, от величия древнего города немного сохранилось. Однако продолжим. После завоевания Дора "израильтянами", он был отдан колену Менаше. В 732 году до н.э. Дор завоевал Тиглатпаласар III (тот самый Тукульти-апал-Эшарра , что завоевал Гезер - ), и город перешел к ассирийцам. Около ста лет в Доре был главный порт, однако потом, примерно в 630 году до н.э. город был заброшен, и возрожден лишь 150 лет спустя в 480 году до н.э.

С холма открываются красивые виды на Средиземное море и наш местный Бурдж-Дубай

В Персидскую и Элленистическую эпоху здесь ничего особо интересного не происходило. Дор входил как город-государство в империю Александра Македонского, а во времена Селевкидов представлял собой сильную крепость. В 103 году до н.э. Дор (и соседнюю Кейсарию) захватил Александр Яннай, и присоединил к Хасмонейскому царству Иудея. Однако уже через сорок лет Дор "поменял владельца" и был захвачен римской империей.

За годы римского правления в Доре произошла настоящая архитектурная революция. В городе построили храмы, промышленные сооружения, богатые жилые кварталы и бани (зачастую украшенные фресками и мозаиками), базилики, здания общественного толка, театр и многое другое. Однако несмотря на все это, Кейсария застраивалась еще активней, и уже буквально через пару лет Дор упоминается в источниках и на картах, как маленькое поселение между Кейсарией и Акко.

Перед вами причал и останки одного из древних римских храмов

А вот останки еще одного

У воды был засечен важно вышагивающий цапель

Дор продолжил свое существование в византийскую эпоху, примерно до середины III века. В уже упомянутом мной не раз Ономастиконе Евсевия Кейсарийского - , Дор описан как "заброшенный город". Потом, как всегда, наступило темное средневековье, и только в XIII веке крестоносцы, понимая стратегическое значение Дора, строят тут небольшую крепость. Исследователи полагают, что она называлась Мерль (французское название птицы черный дрозд), однако источники не дают доказательств данному факту (может быть Мерль находится к юго-востоку от Дора - там где в наши дни расположена Хурват Мазраа и Хурват Тапет). Крепость также дала нынешнее арабское название Тель Дора - Хирбет эль-Бурдж (Хурват ха-Мецуда).

Мерль была построена крестоносцами как одна крепостей комплекса укреплений от Атлита - , до Кейсарии.

Однако в том же веке крепость была заброшена, и Дор опять прекратил свое существование. В Османскую эпоху здесь возникла арабская деревня Тантура. В 1892 году земли выкупил барон Ротшильд, и основал здесь завод по производству стеклянных бутылок для виноделен региона (управлял заводом, кстати, Меир Дизенгоф, будущий легендарный мэр Тель-Авива).

В 1952 году здесь начались первые серьезные раскопки (до этого на холме один раз проводились раскопки под руководством Британской археологической школы - в 1923-1924гг, но они быстро прекратились), в ходе которых были обнаружены в том числе древний театр и византийская церковь. Серьезные раскопки проводятся здесь с 1980 года и якобы проходят до сих пор.

Но как мне кажется, есть к чему стремиться.

Конечно многое видно, и вообще Тель Дор очень красив - гораздо красивее, чем это видно на фотографиях. Но никаких фресок, мозаик, или даже контуров зданий (кроме стены и храмов) я практически не обнаружил. Вот, например, единственный фрагмент мозаики, который мне удалось найти.

Возвращаемся к вершине холма

Последний взгляд на "активные" раскопки

Прогулка от Тель Дор до пляжа Боним занимает где-то около часу (4,5 километра). Это наверное один из любимых маршрутов местной публики. Мне он тоже пришелся по душе, однако сам пляж ха-Боним мне не понравился. Вроде заповедник, а пляж ракушек весь загажен мусором.

Да и главная достопримечательность заповедника, Голубая пещера, как-то не впечатляет.

Арка, конечно, красивая, но это все же не водопад Барнафосс) -

Учтите также, что если вы захотите приехать в заповедник ха-Боним на машине, с вас изымут 27 шекелей за стоянку, абсолютно непонятно почему. Ну а мы отправляемся дальше, к парку базальтовых скульптур.

Называется парк скульптур "Базальтон"

И находится в кибуце Эйн ха-Кармель, примерно в 5 км от пляжа Боним.

Мне особенно бородатый лев нравится. Я его почему-то прозвал Навуходоносором

По отдельности - котег и странная голова.

Вообще странных голов тут много)

Еще несколько

Общий вид двух последних голов, с еще одним существом, похожим на Навуходоносора.

Я прозвал его Сфинкс.

Общий ракурс

Плавно переходим от Сфинкса и Навуходоносора к недетской части парка

Как видим, тема сисек, и не только сисек, вполне себе раскрыта.

Музей членов Иланы Гур - и Фаллологический музей в Рейкьявике - сосут не нагибаясь, в прямом смысле этого слова.

Оправившись от шока, продолжим прогулку по парку. Я вдруг обнаружил еще несколько голов.

Ту, что на фото сверху я прозвал Минотавром. А внизу - Вождем Краснокожих.

Перед вождем краснокожих еще одна недеццкая скульптура

Есть тут и сложно-недетская скульптура

Какой-то такой сложный микс а-ля Джексон Поллок обкурился, что я кроме сисек ничего не разобрал

В общем парк радует

Есть тут и свой Крик

Еще несколько напоследок

И пожалуй хватит

Отличный парк, я щетаю) Надеюсь никто не обиделся за нецензур.

Дор – древний портовый город, расположенный на юго-восточном побережье Средиземного моря между Тель-Авивом и Хайфой. Ученые нашли доказательства того, что люди здесь жили еще 30 000 лет тому назад. Климат: средиземноморский. В течение всего года можно приезжать в Дор для осмотра достопримечательностей, поскольку в это время постоянно стоят теплые погоды. А для пляжного отдыха лучше выбирать период с мая по октябрь.

Транспорт

По Дору можно передвигаться на такси и автобусах.

Достопримечательности

На территории Дора можно увидеть остатки римского театра и византийскую церковь, внутри которой сохранился мозаичный пол и мраморная колонна. Также здесь стоит посмотреть на остатки древнего порта. Кстати, из Дора постоянно организовываются экскурсии в Хайфу и Тель-Авив.

Развлечения

В перерывах между осмотром достопримечательностей можно отправиться на пляж. А уж там имеются все условия для прекрасного отдыха. На побережье открыты рестораны, дайвинг центры, пункты проката оборудования для занятий водными видами спорта, клубы и другие заведения.

Отели

Большой популярностью пользуются виллы, расположенные около моря. Также на побережье открыты гостиничные комплексы с номерами на любой вкус и кошелек.

Рестораны

В ресторанах Дора стоит заказать баклажаны с печеночным паштетом, форшмак, куриный бульон, хумус, рыбу под острым соусом. Местная кухня не покажется туристу слишком экзотической, а потому, вкусные блюда можно пробовать без страха.

Магазины

В магазинах можно купить сувениры, одежду, косметику и прочие изделия. За более крупными покупками лучше отправляться в соседний Тель-Авив.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...